У Армении исторически были контакты, а у Азербайджана – нет, не было самого Азербайджана. Константин Затулин

Дата публикации: 20 февраля 2020

Константин Затулин. Депутат Государственной Думы РФ, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками, руководитель Института стран СНГ, председатель Комиссии по международной политике Межпарламентской Ассамблеи Православия. Основатель и председатель российско-армянской дискуссионной площадки «Лазаревский клуб». 

Константин Федорович рассказывает, что за время своей длительной политической карьеры много раз бывал не только в Армении, но и в Нагорном Карабахе, чем вызвал необоснованное возмущение у азербайджанских коллег. На вопрос, какие ассоциации возникают при слове Армения, отвечает: «радость». Считает себя глубоким знатоком армянской кухни и даже своим сочинским друзьям, которые несколько оторвались от национальных корней, иногда объясняет, как правильно готовить спас или тжвжик. Уверен, что выдающееся достижение армянской кухни – эчмиадзинская кюфта. С уважением относится к армянским настойкам, особенно к напитку, который делается из сорта груши «панда».    

– Константин Федорович, скажите, пожалуйста, какие у Вас впечатления от нашей страны?

– В течение года я несколько раз бываю в Армении. Мои впечатления об армянах связаны не только с этими поездками. Армяне живут среди нас давно. Я сам вырос в городе Сочи. В моем дворе, где я рос, среди моих сверстников были и армяне. Так что я себя от них не отделяю, не знаю, правильно это или нет, но я исхожу из того, что мы – люди близкие по воспитанию, по происхождению, по довольно длительному историческому периоду.

Если выделять какие-то типические черты, которые, мне кажется, характерны для армянского народа, то я бы отнес к ним ум, трудолюбие, успешность. Армяне, как правило, на основе своего труда, интеллекта добиваются многого. У многих народов на Кавказе, не буду кого-то сейчас выделять, существует основанное на зависти или на предубеждениях отношение к армянам. Армяне сплочены, армяне друг друга поддерживают. Правда, если армянам об этом рассказать, они, наверное, будут долго смеяться, что они друг друга поддерживают, но именно такое мнение сложилось у других народов. В этом смысле судьба армян, уж нравится это кому-то или нет, похожа на судьбу евреев, и именно поэтому я решил свою книгу, которую готовлю к печати, назвать «Армения – российский Израиль на Кавказе». Кстати, это не мое выражение. Я впервые услышал его от покойного Вазгена Саргсяна. Именно так он определял суть взаимоотношений России и Армении в настоящее время. Но вы понимаете, быть Израилем – это не только большое удовольствие, но еще и большие проблемы, и ответственность.

– «Для нас Россия – неотъемлемая часть европейской цивилизации. Это не только наше современное восприятие – это наше историческое восприятие». Это слова премьер-министра Армении Никола Пашиняна из интервью газете «Коммерсантъ». А как, по-вашему, воспринимается современным российским обществом Армения в культурно-цивилизационном контексте?

– В какой-то мере мы именно этому посвятили очередное заседание «Лазаревского клуба», которое состоялось в декабре прошло года в Ереване. Мы захотели обсудить образ России в Армении и образ Армении в России. Когда мы говорим о России или об Армении, в значительной степени мы, конечно, имеем в виду не официальные структуры, а гражданское общество. Что касается отношения к армянам в России: армяне – люди, которые, как правило, более или менее свободно, а иногда и совершенно свободно, общаются и размышляют на русском языке. У нас нет языкового барьера. В силу этого армяне воспринимаются, как и все другие живущие на территории России, как наши сограждане, как наши соотечественники, разумеется, не в полном смысле этого слова. У армян есть Армения, есть свой национальный очаг. Я бы погрешил против истины, сказав, что все абсолютно одинаково относятся к армянам, и нет никаких проблем во взаимоотношениях. Конечно, они возникают. После распада Советского Союза многие национальные проблемы, которые казались отсутствующими, проросли и объявились. Если бы их не было, естественно, не было бы и карабахского конфликта. В отличие от наших взаимоотношений с украинцами, с грузинами, с Армений у нас не было никаких столкновений. Если они возникают на бытовом уровне, то дальше бытового уровня они не идут. У нас общие корни нашего самосознания – христианство, все равно, верующие мы или нет, это заложено в матрицу, в генотип.

Пролонгированное отношение к армянам на Кавказе на официальном уровне продемонстрировано тем, что Армения – единственный полноценный союзник Российской Федерации на Кавказе. Связано это с членством в ОДКБ, в ЕАЭС, фактом нахождения в Армении российской военной базы и так далее. Такого уровня институциональных отношений с другими государствами на Кавказе у нас нет. Конечно, у нас есть невежи, есть люди предвзятые, есть люди завистливые. Это иной раз сказывается и на взаимоотношениях, также в Армении, я уверен, такие люди есть. Ну вот один идиот полез в церковь для того, чтобы облить краской мемориальную доску Нжде. Другой идиот в Армении ответил ему тем, что облил краской памятник Грибоедову. Как говорится страна не без уродов, мы должны это понимать и спокойно относиться к этому, но спокойно относиться – не значит не вести борьбу со всеми этими явлениями.

– Но Константин Федорович, мы знаем, что городская власть Армавира все-таки добилась того, чтобы демонтировать табличку Нжде.

– У нас в России, как и в Армении, существуют совершенно четкие нормы. Установка любого памятника или памятного знака требует разрешения местных властей. Кроме того, надо учитывать отношение к какому-то памятнику граждан, проживающих на данной территории. Со стороны армянской общины города Армавира эти требования формально не были соблюдены. Я, например, сейчас занят тем, чтобы заказать памятный знак в честь рода Лазаревых, который мы хотим разместить там, где они похоронены, то есть на территории старого армянского храма в Москве. И притом, что никто не возражает, никто не выступает против этого, все равно, мы согласовываем размещение с представителем Ново-Нахичеванской Епархии и направили письмо в Правительство Москвы, которое даст разрешение на установку. Мы обязаны так поступать. Поэтому, я могу только выразить сожаление в связи с тем, что так произошло с табличкой Нжде. Может быть, не стоило идти таким путем при установке таблички, но уж совершенно точно не стоило таким скандальным и кощунственным образом проявлять свои чувства. Я постарался отреагировать на это, напечатав в «Московском комсомольце» статью, на которую последовала реакция и из Азербайджана. Заведующий сектором администрации президента Азербайджана через месяц после выхода статьи разразился на сайте МК своими соображениями, которые никак не отменяют ничего сказанного мной по этому поводу.  

– Да, Азербайджан постоянно накаляет информационный фон, не упускает возможности отправлять в МИД РФ ноты протеста по тому или иному поводу. Недавно они отправили ноту и в связи с Вашим визитом в Арцах. Как Вы думаете, почему Азербайджан не готов изменить свою тактику хотя бы на информационном поле?

– Давайте, как бы нам сложно ни было, попробуем понять логику азербайджанской стороны. Азербайджан проиграл борьбу за Нагорный Карабах. На мой взгляд, выиграть в этой борьбе у него изначально не было шансов, потому что сама история национального государственного строительства в советский период создала очень много конфликтных зон, к которым относится и Карабах. В момент, когда СССР вступил в полосу кризиса, это сдетонировало. К глубокому сожалению, в данном случае не удалось ни азербайджанской, ни армянской сторонам решить этот вопрос мирным путем. Приведу Россию в качестве примера в этот же исторический промежуток. Россия абсолютно не оказала сопротивления, более того, выступила инициатором роспуска Советского Союза и не предъявила претензий ни к кому из тех, кто вышел из состава СССР, так, как, например, предъявляют страны Евросоюза к Великобритании сегодня. Я представляю в Госдуме не только сочинский округ, но еще и приписанных к этому сочинскому округу граждан России, проживающих в городе Нарва в Эстонии. Там крепость Нарвы, река, а на той стороне реки – Ивангород. Нарва эстонская территория, а Ивангород – российская притом, что большинство населения в Нарве – русские. Часть из них граждане РФ, часть – граждане Эстонии, часть вообще не имеет гражданства. Справедливо или нет, если Нарва, с которой начинались победы Петра I, оказалась в Эстонии? На мой взгляд, не очень справедливо, но это факт. О Крыме говорить не буду. На карте можно и другие территории привести в пример. Но вот Россия поступила так, как она поступила. А Азербайджан оказался не в силах отказаться от эфемерного контроля над Нагорным Карабахом. Я хочу обратить внимание, что в отличие от других конфликтов, Нагорно-Карабахский конфликт начался до краха СССР. Уже к моменту, когда Советский Союз распался, признание независимого Карабаха в границах Азербайджанской ССР, на мой взгляд, пошло против истины, так как к этому моменту независимый Азербайджан уже не контролировал территории Нагорно-Карабахской автономной области, и этот аванс до сих пор кружит голову Азербайджану и заставляет его требовать возвращения «своих исконных» земель. Но в политике со времен римского права есть важный принцип – еgo possidere, то есть чем владеешь. Вот на момент распада СССР Азербайджан Карабахом уже не владел. Можно спорить по поводу Абхазии, Южной Осетии, Приднестровья, по поводу Крыма, но уж никак не по поводу Нагорного Карабаха, потому что Азербайджан, после того как провозгласил независимость, явно как военным путем попробовать вернуть Карабах не мог.

– А почему там, в Азербайджане, этого не понимают? Как можно донести до них эту правду? 

– Они не хотят этого понимать, потому что за это время создали свою историю этого конфликта. Есть жертвы, есть взаимные претензии, есть беженцы из районов Азербайджана, прилегающих к Нагорному Карабаху, которые добавляют ко всему этому эмоции. Почему они ведут такую активную пропагандистскую кампанию? Они пытаются словами как бы заполнить вакуум, который образовался в результате проигрыша на поле боя. Они этим уязвлены, их самолюбие затронуто. Поэтому сегодняшняя полемика для азербайджанских властей является своего рода гиперкомпенсацией. Если бы дело этим ограничилось, то, в принципе, можно было сказать, что это плохо, но не фатально. К сожалению, мы видим, что пропаганда периодически приводит к вспышкам насилия, как это произошло в 2016 году. Вот это гораздо серьезнее. Самое главное – эта вражда въедается уже в национальное самосознание и приобретает в каких-то случаях уродливый характер. Известная история с уже покойным Сафаровым, который зарубил своего коллегу на курсах НАТО в Венгрии. Бывают такие сафаровы в разных народах и, к сожалению, мы не гарантированы от них в нашем обществе, но ведь трагедия и ужас всего произошедшего состоит в том, что он был возведен на пьедестал национального героя, и сделано это было официальными властями республики, вот в чем предмет озабоченности! Это означает, что нет повода доверять предложениям того же Азербайджана о том, что Карабах будет существовать на правах широчайшей автономии в составе Азербайджана. Никто в здравом уме этому не поверит, и эта страница, в том числе и благодаря оголтелой пропаганде и подобным действиям, просто перевернута. Можно говорить о других вариантах, но, во всяком случае, не о том, чтобы всерьез рассматривать сосуществование Арцаха с Азербайджаном в одном политико-правовом поле. Я думаю, это общее мнение всех экспертов и переговорщиков, но такое мнение яростно опровергает Азербайджан, который стоит на формальной позиции. Он ее занял, и в этом ему помогло то, что мировое сообщество пошло на его поводу в 1991-92 гг., признав территориальную целостность Азербайджанской республики, которой она уже не обладала. В результате теперь мы все бьемся вокруг проблемы и до сих пор не нашли её разрешения, которое бы всех устроило.

– Россия неоднократно заявляла, что если стороны договорятся и примут какое-то решение, то она будет уважать это решение. Но мы видим, что стороны пока не могут договориться между собой. Скажите, может ли Россия каким-то образом повлиять на то, чтобы процесс урегулирования сдвинулся с мертвой точки?

– Давайте попробуем проиллюстрировать это на стороннем примере. Недавно президент Трамп предложил «сделку века». Эта сделка, как, собственно, ясно из контекста, готовилась без учета мнения палестинской стороны, а на основе двусторонних консультаций между США и Израилем, которого США поддерживают. Мы уже знаем реакцию в арабских странах, и возникает вопрос: а в состоянии ли Соединённые Штаты диктовать свою волю? То есть сказать: да вы против, но мы знаем лучше, как будет хорошо для вас, и поэтому, невзирая на ваше сопротивление, мы проводим эту сделку в жизнь. Я, честно говоря, сомневаюсь, что США к этому готовы и в состоянии это обеспечить. Конечно, уже проанализировав предложение Трампа, мы понимаем, что это в значительной степени внутриполитическое действие для того, чтобы Трамп получил поддержку на выборах со стороны части электората. Но с точки зрения официально заявленных целей, то есть положить конец вражде, стать залогом мира на Ближнем Востоке, – очевидно, что к такому результату эта «сделка» не приведет.

Что касается Нагорно-Карабахского урегулирования, то у меня есть свое представление о такой «сделке», и я неоднократно его озвучивал. Я считаю, что в силу сложившихся обстоятельств и прежде всего недоверия между сторонами, урегулирование конфликта может быть достигнуто реализацией пакетного соглашения: признание независимости Республики Арцах со стороны Азербайджана в обмен на возвращение большинства контролируемых армянами районов Азербайджана за чертой бывшей Нагорно-Карабахской АО. Судьба Лачина и Кельбаджара, при этом, должна быть решена отдельно.

Очевидно, что и в Армении, и в Азербайджане, прежде всего, по внутриполитическим соображениям на такое пойти не готовы. Что в этом случае могут сделать страны-сопредседатели Минской группы? Они, например, могут попробовать продиктовать условия по своей «сделке» и попробовать внедрить их, хотя они в каких-то своих частях могут не понравиться Армении или Азербайджану. Я не исключаю такой возможности, правда только в том случае, если эти условия будут основаны с привязкой к реальности. Но даже если все мы согласимся такому решению, все равно осуществление его потребует очень большой концентрации усилий этих трех стран и отсутствия разногласий между ними. Надо заметить, что и Армения, и Азербайджан в какой-то мере пытаются повлиять на со-председательствующие страны с тем, чтобы приблизить их к своей позиции. Азербайджан для этого делает очень много в России, я не буду говорить про США и Францию, но я способен оценить, как он пытается активизироваться в России и, судя по всему, не экономит на средствах. Наращивается пропаганда, ведется работа с немаленькой азербайджанской диаспорой. Я могу по своему примеру сказать, что отправляются не только официальные ноты от азербайджанского посольства или МИД, но есть и шквал однотипных жалоб на меня, которые высылаются по всем адресам – от президента РФ до председателя Госдумы. Там, как правило, набор предложений: лишить меня депутатского мандата, снять с должности, запретить выступать публично. Ну друзья, вы, конечно, вправе высказать вашу точку зрения, но надеяться на то, что у нас выйдет распоряжение «немедленно всем замолчать», то это вряд ли произойдет, хотя не скрываю, что долю неприятности это мне доставляет.

Правда, у кого-то из наших политиков идея развития добрососедских отношений и с Армений, и с Азербайджаном превратилась в такой тезис о равноудалённости или равноприближённости. Я являюсь противником такого подхода, так как у нас институционально нет равноудалённости или равноприближённости, потому что отношения с Арменией приоритетны хотя бы по факту наших союзов. Да, в Азербайджане действительно подчеркнуто поддерживают уровень преподавания русского языка, существуют филиалы российских вузов и это, на мой взгляд, естественно, потому что Азербайджан, в какой-то мере как и Армения, в общеевропейскую цивилизацию входил через Российскую империю. Азербайджан в еще большей степени, чем Армения, потому что у Армении исторически были контакты, а у Азербайджана их не было, так как не было самого Азербайджана, и что бы они на этот счет ни говорили, это исторический факт. Я, конечно, как и всякий российский политик, удовлетворен тем, что русский язык преподают в Азербайджане, но значит ли это, что на данном основании мы должны менять свою принципиальную позицию по каким-то вопросам, которые носят судьбоносный характер? Вот у нас везде преподают английский язык, практически во всех школах. Значит ли это, что мы можем обратиться к Борису Джонсону и сказать: «Вы знаете, мы так любим английский язык, не могли бы Вы по вопросу Крыма пойти нам на встречу и признать его? Не по каким-то другим причинам, а именно потому, что мы английский язык учим и любим». Нас, наверное, сочли бы идиотами. Я не понимаю, почему считают, что подобным образом надо относиться к факту преподавания русского языка в Азербайджане, как к аргументу в пользу того, что мы должны в карабахском урегулировании принять точку зрения Азербайджана? Россия, при всех к ней претензиях, остается страной с тысячелетней историей, дипломатией и традициями востоковедения. Я надеюсь не дожить до того времени, когда Россию можно будет просто на мякине обвести вокруг пальца.

Поэтому при всем желании сотрудничать с Азербайджаном, которое проявляется и которое я лично поддерживаю, мы занимаем очень осторожную позицию по этому вопросу. Эту позицию всячески пытаются раскачать, периодически предпринимаются разные усилия. Из последних таких инициатив президента и руководства Азербайджана – то, что они решили накануне 75-летия победы в Великой отечественной войне доказать, что армяне возрождают неонацизм в Армении, подвержены фашистской идеологии, прославляют коллаборационистов. Именно по этой причине они стали активно эксплуатировать тему с Гарегином Нжде. Конечно, я не считаю Нжде героем для России. В своей статье я писал, что надо быть деликатным, потому что герои для одних могут не быть героями для других. Это естественно. Надо только соблюдать какую-то объективность. Я, например, не могу понять – как уживается в азербайджанской позиции желание пригвоздить Армению к позорному столбу за героизацию Нжде наряду с официальным культом Расулзаде, который раньше, чем Нжде, состоял в отношениях с фашистской Германией. Расулзаде принимал участие в формировании азербайджанских воинских частей в составе Вермахта. Азербайджанские подразделения Вермахта насчитывали 38 тысяч человек, часть из которых воевала до конца, вплоть до штурма Берлина. Сам Расулзаде сбежал на Запад из Румынии, не попав в руки чекистов. Нжде же никуда не убегал, ожидая советские войска в Болгарии. Расулзаде после войны жил в Западной Германии, а затем в Турции, где входил в созданный США «Комитет по освобождению порабощённых народов СССР». Этот человек считается одним из основателей Азербайджанской Республики, ему воздвигнуты памятники, между прочим, по решению действующего президента Азербайджана изданы его работы. Последний сборник вышел в прошлом году.

– Но почему-то вокруг Расулзаде такой шумихи не поднималось.

– Почему же, на это у нас тоже обращают внимание. В декабре на портале «Регнум» вышла статья Александра Халдея, где как раз эти вопросы задаются: насколько логичными и морально обоснованными являются выступления руководства Азербайджана по поводу Нжде? Того самого руководства, которое одновременно с этим активно внедряет культ Расулзаде. Если не ошибаюсь, статья называется «Сидя в стеклянном доме, не надо разбрасываться камнями». Мне, например, по-человечески приятно, когда президент Азербайджана подчеркивает, сколько азербайджанцев воевало и сколько из них получили награды в годы Великой отечественной войны. Желательно, только чтобы все эти цифры были приближены к реальности. Азербайджанское руководство говорит о 130-и героях, о 128-и, но… Дорогие друзья, еще до начала нагорно-карабахского конфликта, в 1984 году вышла книга генерала армии СССР Ивана Николаевича Шкадова, бывшего начальника кадрового управления Советской Армии, в которой приводится статистика. Там написано, что Героями Советского Союза стали 42 азербайджанца и 90 армян. Позже другие исследователи добавляют, что среди этих 42 были также талыши, лезгины, курды, перс. То есть этнических азербайджанцев несколько меньше, чем 42. Ну, а если президент Алиев, говоря о 130 героях-азербайджанцах, включает туда армян, например, маршалов Баграмяна и Бабаджаняна, которые родились в селении Чардахлы в Нагорном Карабахе, то, честно говоря, это просто подтасовка. Когда я упоминаю о таких фактах, в Азербайджане говорят, что «армяне меня озолотили». Но, друзья, значит армяне меня озолотили с дня рождения.

– Константин Федорович, примерно год назад по вашей инициативе был учреждён «Лазаревский Клуб». В декабре 2019 года в Ереване состоялось третье заседание этой дискуссионной площадки. Как прошло мероприятие?

– Я считаю, что мероприятие в Ереване прошло успешно. По-моему, таковы основные отклики и в армянских, и в российских СМИ. На нем присутствовали и выступали также и представители армянской власти. Конечно, мы рассчитываем, что в будущем они более активно будут участвовать в наших мероприятиях. Совершенно очевидно, что был период, когда само создание этого клуба вызвало беспокойство и всякого рода подозрения. И различные конспирологически настроенные телеграмм-каналы стали всячески подогревать эти подозрения. Помню, мы с вице-спикером Парламента Армении Аленом Симоняном были на заседании секретариата Межпарламентской ассамблеи православия в Афинах, и в это же время в Армении возник новый дискуссионный клуб. С этой инициативой выступил Вазген Манукян, и тут же в телеграмм-канале «Баграмян, 26» появилась моя фотография и было сказано, что это этот клуб создан по моей инициативе и т.д. Симонян, как порядочный человек, возмущался: «Как Затулин мог участвовать, если был в Афинах вместе со мной?» Я Манукяна знаю очень давно. Манукян по моему поручению ничего делать не будет. Он человек вполне самостоятельный и идет своим путем, и я никак не имею отношения к тому, что он собирается делать. Были и некоторые, не очень удачливые деятели, которые рассматривали себя как представителей если не официальной Армении, потому что официальный представитель Армении – это посол, мы с ним знакомы, дружны и в хороших отношениях, то, как минимум, глас армянского народа в России. Эти лица запутались абсолютно в том, чего они хотят, и решили изначально скомпрометировать создание «Лазаревского клуба» тем, что якобы мы объединяем бывших, тогда как они настроены на будущее. Конечно, мы будем рады, если наряду с «Лазаревским клубом» будет еще много других подобных площадок. Важно, чтобы они исходили из желания укрепить, а не обострить российско-армянские отношения и не создавали обратного эффекта беспорядочной суетой.

– Константин Федорович, если честно, основное недовольство вокруг Клуба поднялось после того, когда на первом заседании присутствовал Роберт Кочарян и презентовал свою книгу. Тогда все подумали, что Клуб поддерживается, финансируется им и вообще был создан во имя «спасения» Кочаряна. 

– Я еще раз повторю. Я отвергаю всякие разговоры насчет финансирования Клуба со стороны Роберта Кочаряна или каких-либо структур, с ним связанных. Это факт. Мы обращались за помощью к армянской диаспоре России, к армянским предпринимателям в России. Я уже называл фамилии людей, которые нам помогли: Самвел Карапетян, Сергей Амбарцумян, Рубен Варданян, Камо Авагумян. Они в разной степени, на разных этапах помогали нам. При этом, хочу заметить, что для проведения последнего заседания мы получили грант Президента РФ. Нас еще финансируют Газпром и Институт стран СНГ, который я возглавляю. Хочу еще раз подчеркнуть, что мы пригласили всех президентов Армении, и действующего, и прежних. Президент Левон Тер-Петросян отреагировал очень вежливо и направил письмо, объясняя свое отсутствие. Серж Саргсян не смог принять участие, но позже мы встретились и, по-моему, он нормально относится к нашей детальности. С действующим президентом мы встретились после заседания. Также мы направили письмо и господину Пашиняну, но с его стороны на тот момент реакции не последовало, как и со стороны его сотрудников.

Роберт Кочарян, бывший тогда на свободе, пришел и презентовал свою книгу. Я хочу еще раз подчеркнуть, притом, что это вызывает у кого-то осуждение в силу острых политических разногласий: я не собираюсь жертвовать никем из своих знакомых или друзей из-за того, что по изменившимся внутриполитическим конъюнктурным обстоятельствам этот человек уже не в фаворе у власти.

Я сам много лет был не в фаворе у власти. В 90-е годы я, по сути, был в оппозиции, но со мной не прекращали отношений. Могу ли я, будучи порядочным человеком, сказать: «Знаете, вот к вам сейчас плохо относятся, поэтому я Вас не приглашаю, и желательно, чтобы мы с Вами не фотографировались»? Я этого делать не буду. Я как-то приводил пример из Дюма. У него в книге «Двадцать лет спустя» есть интересный эпизод. Во Франции во времена Фронды к аббату Скаррону, который открыл свой салон в Париже во время бурных событий, подходит представитель кардинала Мазарини и говорит: «Вы не должны приглашать того или другого человека на свои встречи». Аббат интересуется, почему, на что ему отвечают: «Вы же знаете, такой-то плохого мнения о кардинале». На это аббат Скаррон, человек с большим чувством юмора, говорит: «Я приглашаю к себе даже тех, кто плохого мнения обо мне». Вот я тоже приглашаю людей, многие из которых, может быть, имеют плохое мнение и обо мне, но если они представляют общественный интерес и могут внести вклад в деятельность Клуба, то я готов и их пригласить к нам.

Наира Багдасарян

Москва



Источник

Комментарии

0

Читайте по теме

Ситуация в отношениях Армении и России не вселяет оптимизма из-за позиции армянского руководства, которое сознательно рушит отношения с РФ. Об этом глава …

Армения в последнее время не участвует в работе секретариата Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), но в секретариат из Еревана …

ВЛАСТИ АРМЕНИЯ 21 марта глава комиссии НС РА по обороне Андраник Кочарян заявил: Власти РА не идут на односторонние уступки …

Ваш браузер устарел! Обновите его.