Последние годы премьер-министр Никол Пашинян все больше идет по пути переформатирования национально-государственной идентичности, отказавшись от идей и практик «расширенной Армении» в пользу компактной, мирной, пускай и периферийной республики, заявил российский политолог Сергей Маркедонов, комментируя заявление главы МИД страны относительно Геноцида армян.
Как сообщает АрмИнфо, эксперт констатировал: в истории каждого народа есть события, имеющие особую эмоциональную нагрузку, во многом формирующие этническую, национальную, государственную идентичность, вокруг них выстраивается ряд сакральных символов, они дают героев и антигероев, в них ищут поведенческие паттерны.
«Для армян всего мира, и для граждан Республики Армения, и для спюрка (диаспоры) одним из ключевых событий мировой истории является трагедия первой четверти XX столетия в Османской империи. Мец Егерн, буквально „Большая резня“. Так определяет события 1915 года армянский национальный нарратив.
С распадом СССР и возникновением независимой Армении вопрос о международном признании Геноцида стал одним из ее внешнеполитических приоритетов. Впрочем, здесь нужны оговорки. Первый президент республики Левон Тер-Петросян уже в начале 1990-х, задолго до пресловутой „футбольной дипломатии“ говорил о необходимости нормализации отношений с Турцией и реприоритизации национальных целей, ухода от исторического прошлого в пользу современности», — напомнил Маркедонов.
Тем не менее, по мнению политолога, прямое военное противостояние с Азербайджаном и опосредованное политическое с Турцией затмило этот примиренческий дискурс:
«Борьба за признание Геноцида приобрела новую актуальность. И когда министр иностранных дел Арарат Мирзоян заявляет, что „изучение трагических событий, геноцида армян или их превращение в приоритет номер один, несомненно, не является повесткой“ его ведомства, это — не просто мнение высокопоставленного чиновника».
При этом Маркедонов считает, что дипломат, собственно, ничего нового не открыл:
«В последние пару лет шеф Мирзояна Никол Пашинян не раз и не два призывал отказаться от прошлого ради будущего. Особенно когда это прошлое становится „красной одеждой“, раздражающей соседних „быков“. И даже если такая одежда сшита „любимой бабушкой“, — развивал свой тезис армянский премьер, — лучше ее снять. Проще говоря, переформатировать национально-государственную идентичность, отказавшись от идей и практик „расширенной Армении“ в пользу компактной, мирной, пускай и периферийной республики».
Российский политолог считает, что армянское общество фрустрировано и не готово воевать, внешней поддержки армянского геополитического максимализма нет, внутренних резервов недостаточно:
«Во время моих лекций студенты и просто слушатели не раз задавали один и тот же вопрос: не пережимают ли армяне с историей, не излишне ли фокусируются на прошлом? Отмечу два момента. Во-первых, и карабахская идея, и вообще идея „большой Армении“ возникала всякий раз не из-за якобы „странных армян — любителей седой старины“, а потому, что в „чужих странах“ они подвергались тяжким испытаниям. Отсюда и культ „своей земли“, где только и можно почувствовать себя самим собой. И чтобы никогда больше!
Эта цель реализовывалась не ангелами в белых одеждах, верно. Но логика сохранения особой идентичности требовала от армянских лидеров многого плюс чуть-чуть больше. Иначе на имперских разломах было просто физически не выжить! Призываю моих читателей, если не принять, то понять эту мысль.
Во-вторых, а кто, собственно, сказал, что отношения Армении и Турции — это про вчера и позавчера. Или закрытая сухопутная граница и блокирование региональных проектов это про Талаата и Энвера? Или про Ататюрка? Или поддержка Баку в 2016, 2020 и 2023 гг. не только добрым словом, но и пистолетом это про судьбу Комитаса?
Я к тому, что реприоритизация, на которую правительство и народ Армении имеют полное право, сама по себе не закроет нынешних актуальных вызовов. Как не закроют нашу конфронтацию с Западом тысячи покаяний Москвы за 1956 или 1968 годы».
По убеждению политолога, история — это не только предания старины глубокой.
«Прежде всего, это — наука о причинно-следственных связях. От них можно торжественно отказаться, конечно. Но проблема в том, что у Матери-Истории свои виды на нас», — резюмировал Сергей Маркедонов.
И в продолжение темы, комментарий Телеграм-канала «Товарищ генерал».
ПОЗОР ЕЩЕ ВПЕРЕДИ
Давно уже ясно, что это две вещи несовместные — сохранение привычного для армян дискурса о вине турок в Геноциде 1915 года и униженное вымаливание нынешними властями Армении мира у Турции и Азербайджана.
Вчерашнее нашумевшее заявление главы МИД Арарата Мирзояна о том, что «вопрос признания Геноцида армян не является приоритетным в повестке внешней политики Армении», — далеко не первое в этом ряду. Ранее уже неоднократно звучали вполне конкретные слова депутатов Нацсобрания о «цене» добрососедства с историческими врагами армян.
Следует вспомнить также иезуитское предложение депутата Андраника Кочаряна «пересчитать» убитых турками армян, притом, что большую часть жертв никто не документировал, а если и документировал, то все это лежит в турецких архивах — и не факт, что лежит, а не сожжено.
А идеологической базой для отступления от борьбы за международное признание Геноцида явилась придуманная западными консультантами для Никола Пашиняна концепция отказа от «Исторической Армении» и ее ценностей ради «Реальной Армении», где во главе угла стоят материальные ориентиры. Обогащение, ради которого и заключается мир, ради которого, в свою очередь, Армения забывает все, чем жила до сих пор — Миацум, своих героев, своих предков и своих врагов.
Отказ от борьбы за международное признание Геноцида совершенно необходим для мира с турками еще и потому, что оно, это признание, юридически влечет за собой два неприятных для Анкары последствия — ответственность за преступления вековой давности и выплату репараций.
Совсем не случайно власти США, признав вину Турции за Геноцид армян, немедленно сделали оговорку, дескать, это признание не означает, что Турция должна что-то армянам в качестве компенсации.
Для турок недостаточно будет устных заявлений Мирзояна или Пашиняна. Режим Пашиняна вынужден будет письменно закрепить отказ от претензий в связи с Геноцидом. Мы уже видим, как страшится армянского реванша Азербайджан, захапавший Арцах (Нагорный Карабах — ред.) на абсолютно невнятном основании — устном заявлении Пашиняна.
И теперь Алиев маниакально ставит в повестку референдумное закрепление отказа армян от Арцаха. То же самое будет требовать Эрдоган в связи с темой отказа армян от претензий за Геноцид.
Армянский народ не испытал еще всей глубины своего возможного падения. Со сдачей Арцаха оно только началось.
Фото: стоп-кадр из видеотрансляции / YouTube
Баку искажает положения и цели Международной энергетической хартии, обвиняя Ереван в незаконной эксплуатации “энергоресурсов Азербайджана”. Об этом заявили Sputnik Армения в офисе …
Азербайджан представил в постоянный арбитражный суд в Гааге иск против Армении, обвинив ее в нарушении “суверенных прав” Баку на энергетические …
Главный инструмент массового оболванивания – это подмена основополагающих понятий. С первого дня травли командира легендарной 5-й бригады генерала Манвела Григоряна …
15-16 июля 2020, 14-00
+7 (495) 959-34-51
+7 (495) 959-34-51
Наконец, феномен толпы категорически иллюстрирует системный марксизм. Как уже подчеркивалось, многопартийная система практически определяет конструктивный
Комментарии
0