«Не разделяю мнение некоторых политологов об их уважении к Ильхаму Алиеву. Как я могу относиться к человеку, который делает национальным героем грязного подлого убийцу?»
На наши вопросы отвечает Никита Генович ШАНГИН – почетный архитектор России, профессор Московского архитектурного института, лауреат национальной архитектурной премии «Хрустальный Дедал», многолетний участник популярной телеигры «Что? Где? Когда?».
– У меня глубокие симпатии и любовь к армянской архитектуре. Древней и средневековой буквально со студенческих лет. Много раз бывал в Армении, посетил множество храмов, монастырей.
– Что представляет из себя армянская средневековая архитектура с профессиональной точки зрения?
– Она близка и понятна нам, поскольку это все-таки восточное христианство, это крестово-купольная структура храма. Чисто художественная пластика, эстетика близка и родственна нашей русской православной архитектуре. Даже Владимиро-Суздальское белокаменное зодчество перекликается с армянскими архитектурными комплексами. Они очень похожи и близки. Есть даже теория, согласно которой армянские мастера работали на строительстве русских церквей. Правда эта теория не нашла строгого подтверждения. Но то, что это общий круг, архитектура Закавказья, романской Европы и православной Руси имеют много общего, отрицать невозможно. Они очень близки художественно, эмоционально, духовно. Потом Европа пошла своим путем, восточное христианство – своим.
Армения, армяне – единственный народ, который по-настоящему добровольно вошел в состав России. Было прямое обращение к Петру Первому съезда армянских князей, проходившем в Арцахе в храмовом комплексе Гандзасар в 1721 году, обратившееся с просьбой принять армян в российское подданство. С тех пор и последние 200 с лишним лет Армения как народ, как культура, всегда была самым надежным оплотом, опорой России в Закавказье. Не говоря о том, что Армения дала России массу выдающихся государственных деятелей, военных, ученых. Один Лорис Меликов чего стоит, а Лазарев, а Айвазовский, а маршал Баграмян… Их очень много. И все они были армянами, которые верой и правдой служили России.
– Вы упомянули одну из жемчужин армянской архитектуры – храмовый комплекс Гандзасар, где прошло историческое собрание армянских князей-меликов. А ведь сегодня его могут просто-напросто разбомбить ракетно-артиллерийским огнем азербайджано-турецкие силы. В Шуши уже разрушили храм Казанчецоц, стреляли даже по мечети Говхар-Ага, совсем недавно отреставрированной иранскими мастерами…
– Я очень переживаю за сохранность этих древних сооружений, ночами не сплю. Каждое утро смотрю сводки военных действий, не разрушили, не разбомбили очередной храм? Их в Арцахе сотни! Самые древние построены аж в IV веке. В Фейсбуке я выложил фотографии разбомбленной мечети. Какой поток обвинений, оскорблений, откровенной ругани полился на меня! Все это настолько отвратительно и мерзко, что даже говорить не хочется.
Главное, что я заметил, – одна и та же мифология, одно и тоже утверждение с азербайджанской стороны: «Мы здесь всегда были, это наша земля, что армяне пришлые, это не армянская архитектура, а албанская. Армян сюда переселили русские». Приводят, как доказательства, каких-то средневековых азербайджанских поэтов. Ни одного поэта из представленного списка в энциклопедиях я не смог найти.
«Великий азербайджанский поэт XIII, либо XV века», – так их называют. Хочется сказать: «Да вы что, в XIII веке такого государства, как Азербайджан не существовало! Такое государство было искусственно создано в 1918 году турками на территории, которое никакого отношения к Азербайджану не имело». Азербайджан был в северно-западной части провинцией Ирана, за рекой Аракс. Азербайджанский язык сложился среди племен кавказских тюрок только в XIX веке.
В энциклопедии Брокгауза и Эфрона вообще нет такого понятия как «азербайджанский язык», нет такого понятия в британской энциклопедии XIX века. Нет таких понятий, как «азербайджанский язык», «азербайджанец». Есть только «Азербайджан» как иранская провинция. Все. И есть «азербайджанец» как выходец из этой провинции. Нет Азербайджана на древних картах. Касательно того этноса, который сегодня называется «азербайджанцы», – это тюркоязычный этнос, предки которого впервые появились в Закавказье только в XI веке. Вместе с сельджукским нашествием. Это они смели с лица земли Анийское царство, во времена которого Армения 2 века цвела и развивалась.
Армянам очень не повезло с тем, куда их Господь поселил. На такой перекресток, через который прокатывались все нашествия в истории цивилизации. Только успевала оформиться какая-то государственность, как очередная волна нашествия сметала все. Причем армяне всегда принимали первый удар, несли наибольшие потери, прикрывая Европу.
– Как думаете, чем закончится нынешняя война?
– Я верю в силу духа армянского народа, в любых тяжелых ситуациях он выходил из положения. Я не пророк, но я верю в победу армянского народа. Но это будет не скоро, будут большие потери. Я русский человек, и для меня во всем происходящем важны интересы России. Я с большой симпатией отношусь к Армении. Я влюблен в культуру и архитектуру Армении. Но меня волнуют прежде всего опять-таки интересы моей страны. В данном случае я воспринимаю происходящее в разрезе истории.
Нынешние события мне очень напоминают сентябрь 1939 года. То, что происходит с Арменией очень напоминает то, что происходило в Польше в сентябре 1939-го. Тот же территориальный вопрос, то же абсолютное неравенство сил – с одной стороны агрессия даже не одной, а двух стран, плюс участие международных террористических организаций. Три мощные силы против 3-х миллионной Армении.
Просто не понимаю, что происходит. Заявленная политика «равноудаленности» мне представляется попыткой усидеть на двух разъезжающихся стульях. Я каждый день слышу о том, что у нас прекрасные отношения с Азербайджаном. В чем они выражаются? У нас прочные торговые связи с Азербайджаном, у нас в России живет 2 миллиона азербайджанцев. У нас большое число олигархов азербайджанского происхождения. Но это не дружественные отношения. А газопровод Баку-Джейхан? Насколько дружественно по отношению к жизненным интересам России это обстоятельство? С точки зрения геополитических интересов Азербайджан сегодня представляет марионетку Турции.
И при всей «сладкоголосности» его президента такое положение дел для нашей страны очень опасно. Я не разделяю мнение некоторых политологов об их уважении к Ильхаму Алиеву. А как я могу относиться к человеку, который делает национальным героем грязного подлого убийцу (речь идёт об азербайджанце Рамиле Сафарове, ночью зарубившем ударами топора спящего армянского офицера Гургена Маркаряна на языковых курсах в Будапеште, в феврале 2004 года. Сафаров был пожизненно осужден венгерским судом, но через несколько лет был экстрадирован из Венгрии в Азербайджан, где был с почетом встречен президентом Алиевым, торжественно освобождён, награждён и объявлен национальным героем Азербайджана – прим. ред.)?
Поистине страшно, что это с энтузиазмом воспринимается азербайджанским обществом. Это симптом его глубочайшей болезни. В головы азербайджанцев вдалбливается мифология, в которую они искренне верят.
Здесь недалеко расположено посольство Азербайджана. Там стоит памятник Низами, как «великому азербайджанскому поэту». Но Низами – великий иранский поэт, причем тут Азербайджан? Он писал на фарси, родился на территории, которая только через 800 лет оказалась в пределах современного Азербайджана, и за 400 лет до того, как появилась общность под названием «азербайджанский» народ. Хорошо, не верите армянским источникам, не верите русской энциклопедии, – посмотрите британскую, немецкую, французскую!
Везде Низами – иранский поэт. Он часть иранской культуры. Называть Низами азербайджанским поэтом, это то же самое, как называть Исаака Левитана израильским художником, Адама Мицкевича литовским поэтом, а Мориса Равеля – баскским композитором. Для культуры важно не то, где родился художник, не его родной язык и этническое происхождение, а его вклад в ту или иную культуру.
Азербайджанский народ – молодая нация. И болезненно-искусственное выдумывание для себя древней истории, присваивание всего того, что было на этой территории до того, как этот народ появился и сформировался, до того, как ему создали государственность, – это печальное проявление комплекса неполноценности, причем агрессивной. А ведь у этого народа был хороший культурный старт. В XIX веке был великий Ахундов, в XX – потрясающий Кара-Караев, был блистательный Таир Салахов. То есть, азербайджанцы – это народ, который может рождать великих художников. Ну, так порождайте, творите, созидайте свою культуру. Зачем присваивать чужое? Кто за вами гонится?
То, что происходит сейчас с азербайджанцами, – это страшная шовинистическая болезнь, которая прогрессирует, отбрасывает народ в средневековье, заставляет делать национальным героем подлого убийцу. Это симптом глубочайшего нравственного, духовного кризиса, который словно раковая опухоль разъедает общество. Боюсь, что гуманитарными методами это не лечится. История говорит, что, к сожалению, лечится это только одним – тотальным военно-политическим разгромом, как это произошло с фашистской Германией. Но для этого Азербайджан со своим сюзереном Турцией должен натворить такое, что поставит мир на край цивилизационной катастрофы. Не дай нам этого Господь. Но боюсь, что эти государства упорно движутся в этом направлении.
Что касается Армении и России. Я убежден, что в конечном счете Армения выстоит. Но если Армения потеряет Карабах, то Россия потеряет Армению. В 20 веке Армению дважды предавали российские большевики. Первый раз в 1918 году, когда они заключили Брестский мир и оставили ее один на один с турецкой армией, которая шла к «окончательному решению армянского вопроса». А второй – в 1921-м, когда они «подружились» с Ататюрком и на пару растерзали Армению, которая только что была восстановлена в своих исторических пределах Севрскими соглашениями по итогам Первой мировой войны. В результате, Армения потеряла большую часть своих исторических территорий, и сегодня вместе с Карабахом занимает менее 10% своих исконных земель.
Если произойдет третье предательство, Россия окончательно потеряет Армению не просто как друга, а как свою последнюю опору на Южном Кавказе.
Глава МИД Турции Хакан Фидан призвал Армению и Азербайджан не упускать “историческую возможность” для мира. Выступая в парламенте страны, Фидан заявил, что …
МИД Армении опроверг утверждения о сотрудничестве с Азербайджаном в управлении трансграничными водными ресурсами. Комментарий был предоставлен в ответ на запрос Sputnik …
Баку искажает положения и цели Международной энергетической хартии, обвиняя Ереван в незаконной эксплуатации “энергоресурсов Азербайджана”. Об этом заявили Sputnik Армения в офисе …
15-16 июля 2020, 14-00
+7 (495) 959-34-51
+7 (495) 959-34-51
Наконец, феномен толпы категорически иллюстрирует системный марксизм. Как уже подчеркивалось, многопартийная система практически определяет конструктивный
Комментарии
2