Агаси Арабян: Армяне и курды не должны жить стереотипами прошлого

Дата публикации: 13 июля 2022
Жизнь движется вперёд, и наши народы должны идти в ногу со временем и развиваться в духе добрососедства и взаимопонимания - президент Джавахкской диаспоры России Агаси Арабян

Уважаемые присутствующие!

Благодарю за предоставленную возможность выступить сегодня перед вами.

Готовясь к выступлению, я вновь окунулся в историю наших насыщенных взаимоотношений. Армяне и курды – два коренных народа Ближнего Востока и история наших взаимоотношений корнями уходит вглубь тысячелетий. Наши народы имеют много общего. Имею ввиду, кроме культурных, социальных, экономических и иных аспектов, также и вопросы национально-освободительного движения, и многое другое.

Листая страницы истории, я находил много примеров наших добрососедских отношений. Один из них датируется 1880 годом, когда  курдский шейх Убейдулла при вторжении в Ирак приказал своим людям не причинять вреда армянам, для чего издал специальную фетву, в которой строго предписывал не причинять вреда ни одному армянину.

Тема армяно-курдских отношений широко освящена армянскими учеными и политиками. Так, известный армянский историк Левон Орбели, характеризуя наши взаимоотношения, отмечал: “Близость армян и курдов, которая тянется из глубины веков, без сомнения, оставила большое влияние на оба народа и сделала похожими много пластов, из которых состоит их духовная культура”.  

Восприятие курдов армянами очень точно изложил выдающийся армянский просветитель Хачатур Абовян: “Воинственность, прямодушие, честность и беспредельная преданность своим князьям, строгое исполнение данного слова и гостеприимство, безграничное уважение к женщинам – вот добродетели и качества, общие всему курдскому народу”.       

Обращаясь к советскому периоду нашей общей истории, отмечу, что в Советской Армении трепетно относились к курдскому этносу: в Ереване функционировало курдское радио, открывались курдские школы, создавались все условия для развития и сохранения курдской нации.

Возможно, многие не знают – но свой знаменитый “Танец с саблями” Арам Ильич Хачатурян в самом начале назвал “Танец курдов”. Мы это хорошо помним. Но, по указанию свыше название танца без учета мнения автора было изменено – шёл 1942 год, и советское руководство, в целях недопущения втягивания Турции в войну на стороне Германии, старалось не игнорировать некоторые ее просьбы.    

Тяжёлым, ввиду известных событий, для наших взаимоотношений оказался конец XIX- начало XX веков. Выдающийся ученый Михаил Лазарев отмечал: “Турецким правящим кругам, надеявшимся укрепить свои позиции”, удалось омрачить взаимоотношения армянского и курдского народов.  

Армянская интеллигенция сумела, несмотря на трагизм произошедших потрясений, понять и осмыслить произошедшее, не позволив забыть и перечеркнуть то доброе, которое наши народы закладывали тысячелетиями. Так, величайший армянский советский писатель, академик Дереник  Демирчян отмечал: “Всё положительное между армянами и курдами произошло руками этих двух народов, а всё негативное – руками врагов”. Практически об этом же пишет и американский историк армянского происхождения Раймонд Геворкян. 

Осознание произошедшей трагедии характерно и для курдских общественных и политических деятелей, многие из которых признали  Геноцид армян. Среди них: Народно-демократическая партия и Партия демократического общества, Демократическая партия Курдистана, Курдский молодежный клуб (США), “Курдский институт Парижа”. Как справедливо отметили представители “Центра Халабджи против Геноцида курдов”: “Признание Геноцида армян поможет всем лучше понять прошлое и  предоставит возможность мирного и светлого будущего”.   

Мы и сегодня с большим вниманием и уважением следим за событиями, происходящими в жизни наших курдских соседей. Безусловно, одним из таких событий является выход в свет пятитомника Абдуллы Оджалана под общим названием “Манифест демократического общества”, в котором автор отражает свои философские рассуждения о кризисе цивилизаций на Ближнем и Среднем Востоке, о курдской проблеме и создании модели демократической нации, социологии свободы и так далее. К сожалению, автор в своем огромном труде практически обошел армянскую тему, лишь вскользь в пяти местах упомянув об армянах. Но это никак не умаляет его работу. Мы понимаем в каких условиях ему приходилось писать свой труд. Свое мнение к нашему народу Абдулла Оджалан выразил своим признанием Геноцида армян в 1998 году.

Завершая своё выступление, отмечу, что мы не должны жить стереотипами прошлого. Жизнь движется вперёд, и наши народы должны идти в ногу со временем и развиваться в духе добрососедства и взаимопонимания.

Спасибо за внимание.

 



Комментарии

0

Читайте по теме

“У турок сформировался серьезный рычаг влияния на Москву: российские мусульмане”, – говорит в интервью “ГА” президент общественной организации “Джавахкская диаспора …

“О каком идейно-патриотическом воспитании может идти речь в Армении, когда все государственные и религиозные институты дискредитированы, а авторитеты развенчаны?!”, – …

Джавахская диаспора России очень внимательно и трепетно следит за процессами, происходящими на исторической Родине – в Республике Армения. Разворачивающиеся события …

Ваш браузер устарел! Обновите его.