Никита Шангин: “албанское наследство” Элбая Гасымзаде

Дата публикации: 13 марта 2021

В предыдущей статье я пообещал отдельно поговорить о так называемых албанских (иначе – “протоазербайджанских”) памятниках. Председатель Союза архитекторов Азербайджана Эльбай Гасымзаде в интервью интернет-порталу Trend Life утверждает, что “армяне разрушили практически все памятники азербайджанской культуры, арменизировав древние христианские албанские храмы”.

ЭТО – ПЕСНЯ! ПОХОЖЕ, В АЗЕРБАЙДЖАНЕ для современного массового сознания эта “албанская” мифология играет ту же роль, что и убежденность древних людей в том, что Земля плоская. Опять же прошу прощения у тех, кто в теме, но вынужден вновь провести небольшой исторический экскурс.

Кавказская Албания – полиэтническое государство, существовавшее на левобережье Куры и части современного Дагестана в первые века нашей эры. Христианство пришло в Кавказскую Албанию из Армении в 315 г. н. э. Крестителем Кавказской Албании был Преподобный Григор Лусаворич (Просветитель), ранее (в 301 г. н. э.) крестивший Армению. Уже в 428 г. н.э. Кавказская Албания как суверенное государство с политической карты исчезло. И, в отличие от армянской цивилизации, сумевшей в отсутствие государственного суверенитета сохранить свою идентичность, народы, населявшие Кавказскую Албанию, в течение нескольких веков растворились среди более сильных соседей.

За исключением короткого периода с VII по IX века, когда Албанская церковь имела свою автокефалию, она всегда являлась органической частью Армянской Апостольской Церкви. Архитектура древнеалбанских церквей практически такая же, как и у армянских и грузинских храмов IV-IX вв. Разве что ее отличает большая провинциальность, что вовсе не является недостатком и вполне естественно, так как Албанская церковь находилась в то время на самой дальней периферии христианского мира. В целом албанская храмовая архитектура не успела выработать свой особый национальный язык.

К XVI веку большая часть народов, населявших Кавказскую Албанию, была исламизирована. В наше время потомками древних албан является ряд дагестанских народов (прежде всего лезгины) и проживающие в Азербайджане около 3 тысяч христиан-удинов (по переписи населения СССР 1979 г., официально в Аз.ССР удин насчитывалось 5,8 тысячи; по переписи 1989 г., всего в СССР удин насчитывалось 8 тыс. человек), которых сейчас окормляет Русская Православная Церковь.

Этнически удины относятся к азербайджанцам так же, как и русские к мексиканцам. Поэтому говорить о какой-либо этнической и культурной преемственности современных азербайджанцев от древних албан, просто не приходится. На тот период, когда в Закавказье пришли предки современных азербайджанцев – тюрки-сельджуки, от Кавказской Албании оставались лишь одни исторические предания.

Так что отдельные памятники Кавказской Албании в наши дни сохраняются там, где Кавказская Албания и была, т. е. севернее Куры.

КАК СКАЗАНО ВЫШЕ, собственно самобытной национально выраженной албанской архитектуры просто не сложилось. Хронологически в XII-XIII веках, когда армянское зодчество было на пике своего развития (а именно тогда были созданы главные архитектурные творения Нагорного Карабаха: монастырские комплексы Дадиванка и Гандзасара), никакой архитектуры Кавказской Албании уже века, как не существовало.

Отдельная тема, педалируемая господином Гасымзаде, – это так называемая арменизация албанских памятников и замена на них албанских надписей на армянские. Азербайджанские квазиисторики исписали на эту тему тонны бумаги и сочинили десятки “детективов”. Должен сказать, что со своей студенческой юности, когда я еще автостопом путешествовал по Закавказью, мне довелось наслушаться подобных баек столько, что они у меня просто из ушей вываливались.

Ну в самом деле, представьте себе, как это взять да и вытащить камень из кладки?! Это какими же по трудоемкости и по степени организации должны быть такие работы?! Не говоря уже о необходимости возведения строительных лесов, поскольку, как правило, надписи располагаются на приличной высоте, чтобы их было видно, не говоря уже о неизбежном массивном повреждении соседних блоков, не говоря о шуме от этих работ и необходимости транспортного обеспечения! Совершенно очевидно, что скрытно организовать и провести такого рода мероприятия в принципе невозможно. И, конечно, при азербайджанской власти никакие “злобные армяне” такого сделать не могли.

А все обвинения в том, что они заменяли камни с одними надписями на другие в ходе реставрационных работ конца XX – начала XXI вв., остаются чисто голословными, поскольку почти до конца 1980-х годов ни азербайджанские власти, ни азербайджанские специалисты – историки и архитекторы – большого интереса к христианским памятникам Нагорного Карабаха не проявляли.

И, пока не возникла “албанская” теория их происхождения, они их даже в целях исторической фальсификации не изучали и где и какие на них расположены надписи, особого понятия не имели. Практически все известные в советское время фотофиксации и обмеры этих объектов осуществлялись армянскими исследователями-энтузиастами, которых местные власти еще и всячески преследовали. Соответственно, у азербайджанской стороны нет никакой объективной информации о состоянии этих объектов до 1991 г., и ничего предъявить, кроме фейков, они не могут по определению.

А вот стесывать надписи на тех христианских сооружениях, которые находились на территории Азербайджана, это местные власти делали с большим удовольствием. Таких случаев зафиксировано предостаточно. И, в отличие от фейков азербайджанской пропаганды, все они реальны и все задокументированы.

В том же Дадиванке мы своими глазами видели следы стесанной армянской надписи, которую за год до ее уничтожения в 1980-е годы успел сфотографировать армянский исследователь.

Ну и кто кричит “держи вора!”?

ЧТО ЖЕ ДО УТВЕРЖДЕНИЯ ЭЛЬБАЯ ГАСЫМЗАДЕ о том, что возраст камня можно легко проверить с помощью инфракрасного спектрометра, то я специально консультировался на эту тему со специалистами – физиками и геологами. Ответ был однозначен: это абсолютно безответственное и непрофессиональное заявление. Даже непонятно, на кого оно рассчитано? Разве что на тех, кто “сам обманываться рад”.

Существующий сегодня радиоизотопный метод определения возраста объекта применим только к биоструктурам, но никак не к неживой материи. С помощью спектрометра можно установить геологический возраст каменной породы, но не существует методов определения времени ее обработки. Если бы они были, то сегодня мы бы имели гигантский прорыв в археологии. Мы бы точно датировали все доисторические памятники, все памятники Древнего Египта, Месопотамии, Древней Индии, Китая и Латинской Америки… Но что-то об этом ничего не слышно. Опять же, как говорится, “держи вора!”?

Начиная с 1988 года целый хор азербайджанских квазиисториков и квазиискусствоведов, который сегодня возглавляет мадам Лейла Алиева (дочь президента), стал на весь свет распевать “псалмы” и “оды” про древних албан, чьими потомками якобы являются азербайджанцы, про албанскую якобы “Апостольскую” (!) церковь (история христианства такой титулатуры древней Албанской церкви не знает) и про архитектуру, которая якобы вовсе не армянская, а на самом деле албанская.

Строго говоря, подобного рода “теории” начали бродить в среде националистически настроенной азербайджанской интеллигенции где-то с конца 1960 – начала 1970-х годов, что как раз совпадает с приходом к власти в республике Гейдара Алиева.

Но массированно они зазвучали именно в 1988 г., на фоне разгорающегося карабахского конфликта. Московское руководство тогда никак на это не отреагировало, прежде всего – в силу особого веса, который имел в недавнем Политбюро ЦК КПСС Гейдар Алиев, при полной проазербайджанской и антиармянской позиции тогдашнего генсека ЦК КПСС Михаила Горбачева. Лакейски, по тем же причинам, промолчала и Академия наук СССР.

Результат – две карабахские войны.

Никита Шангин, почетный архитектор РФ, профессор МАрхИ, лауреат премии СА РФ “Золотое сечение” и национальной архитектурной премии РФ “Хрустальный Дедал”



Источник

Комментарии

0

Читайте по теме

ВЛАСТИ АРМЕНИЯ 11 апреля премьер-министр РА Никол Пашинян заявил: Факт признания территориальной целостности Азербайджана необходим Еревану для признания территориальной целостности …

Власти Армении хотят, чтобы близость Азербайджана к приграничным армянским селам не тревожила жителей приграничных сел, заявил армянский премьер Никол Пашинян …

Российская миротворческая миссия в Нагорном Карабахе (бывшей непризнанной республике) завершает свою работу, из региона начался вывод подразделений. Почему российские миротворцы …

Ваш браузер устарел! Обновите его.